Заслуженный учитель России Александр Снегуров: Градус измученности школьников только повышается
Инициатива сократить школьные каникулы требует глубокого изучения, поскольку она связана с необходимостью дополнительных выплат учителям, и эту меру не следует распространять на учащихся старших классов, заявил академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко.
Как это — сократить? А так! Уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославцева предложила сделать июнь учебным месяцем, во время которого школьники должны заниматься творческими дисциплинами.
Онищенко же напомнил, что в первый летний месяц во многих учебных заведениях идут ремонтные работы.
Историк, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России Александр Снегуров назвал инициативу Ольги Ярославцевой непродуманной, несоответствующей статусу детского омбудсмена, даже в какой-то степени провокационной.
— Геннадий Онищенко попытался как-то сгладить ситуацию, но в основе его мнения лежит, скажем так, отклонение подобной инициативы — возможно, ему нужно там какие-то маневры совершать перед должностными лицами.
«СП»: Вы не слишком категоричны?
— Приведу несколько аргументов. Во-первых, у нас дети не очень здоровы, к сожалению. Некоторые нуждаются в лечении, многие еле-еле восстанавливаются за три летних месяца.
Сейчас прошло два месяца учебы, а некоторые уже измучены, изнурены так, словно проучились целый год.
И с каждым годом этот градус измученности, никем не фиксируемый, только повышается. Отчего это происходит? Космос, экология, что-то еще влияет? Непонятно. Может, Онищенко как санитарному врачу стоит озаботиться этой проблемой?
«СП»: Как сами школьники это формулируют?
— Говорят, что «нет сил». Ничего не болит, просто нет сил. И подобные слова приходится слышать все чаще. Конечно, болезни тоже никуда не делись, они явно помолодели. Поэтому летний период — время подлечиться, пройти обследование. В июне это в самый раз, когда клиники работают, а врачи не в отпусках еще.
Кроме того, у многих июнь занят практикой, экзаменами, либо ученики пересдают какие-то предметы, подтягивают знания по некоторым дисциплинам. Добавлю, что в мае-июне проводится немало различных конкурсов, конференций, в том числе творческого характера.
Также дети посещают летние лагеря, где они много времени уделяют именно творчеству — рисуют, поют и так далее. Еще ходят на экскурсии, участвуют в спортивных играх. Я работаю в таком лагере, поэтому прекрасно знаю организацию их работы.
«СП»: Вряд ли учителя с энтузиазмом воспримут еще один месяц, занятый уроками.
— Большинство из них и так работает в первый летний месяц. В отпуска уходят в конце июня-начале июля. Кроме того, если менять программу занятий, перетаскивать что-то на июнь — это создаст сложности для тех, кто задействован на экзаменах, в комиссиях и так далее. Возникнет вопрос: кто вести эти творческие предметы будет?
Так что предложение не выдерживает критики ни с финансовой, ни с производственной, ни с педагогической, ни с моральной точки зрения.
Наконец, даже если ребенок не в летнем лагере, у него должна быть возможность поехать, скажем, в деревню к дедушке с бабушкой — это замечательно. У нас дефицит общения с родственниками. Порой некогда даже поговорить с отцом, матерью — времени не хватает.
Это как раз переключение, приобщение к традициям, о которых с высоких трибун говорят. Даже если летнее время используют для дворовых игр — прекрасно. Все это повод отложить в сторону гаджеты. Хотя бы на время.
Председатель Центрального совета Национального родительского комитета Ирина Волынец убеждена, что летом дети должны отдыхать.
— Это своего рода наша традиционная ценность, которая уже закрепилась на протяжении многих поколений. Сторонники инициативы говорят, что в июне дети остаются без присмотра — в этом есть разумное зерно.
Мы ежегодно теряем около тысячи детей за лето, которые либо на стройках становятся жертвами каких-то ситуаций, либо получают увечья или гибнут на съемках треш-контента, становятся зацеперами и так далее.
Но для решения этой проблемы есть формы организации внеурочного времени — летние лагеря, кружки, секции и так далее. Все это нужно развивать, расширять охват.
«СП»: Среди аргументов: дети не успевают в течение года усвоить школьную программу, поэтому нужно занять их еще в июне.
— Есть хорошая поговорка «Работай с умом, а не до ночи». Чтобы добиться хороших результатов, нужно смотреть на качество программ, методики, подходы и так далее. И вообще, мы какую цель ставим: чтобы дети постоянно были в школе или чтобы не слонялись без дела?
Понятно, что объем информации постоянно растет. Но мы так можем дойти и до 15-летнего школьного обучения, или вообще отмены каникул. Либо вообще у нас в школе ребенок будет находиться с восьми утра до пяти вечера и приходить домой, словно выжатый лимон. Конечно, это не выход.
Безусловно, у нас в этой сфере много проблем, в том числе повышенные нагрузки, что признают и министр просвещения, и глава Рособрнадзора.
Занятия с репетиторами, просиживание детьми за предметами дома до часу ночи и многое другое — это все, конечно, показывает, что система нуждается в существенной корректировке.
Но мы должны бороться не со следствием, а с причинами. Надо выяснить, почему вдруг система стала не справляться настолько, что обсуждается всерьёз предложение учиться один летний месяц.
«СП»: Вы не проводили исследования на эту тему?
— Мы провели опрос среди родителей. Почти все высказались против этого предложения. Не нужно у детей забирать лето. Еще в советский период учеными было установлено, что за три летних месяца дети успевают восстановиться, отдохнуть и соскучиться по школе.
Поэтому они, за редким исключением, 1 сентября с удовольствием идут в школу — увидеть одноклассников, учителей.
А чиновникам лучше заняться улучшением организации образовательного процесса. Будем помнить, что Советский Союз, обучая детей десять лет и предоставляя им три месяца каникул, добился впечатляющих успехов в образовании. На это надо ориентироваться.
