Фото: пресс-служба Национального центра «Россия»
Национальный центр «Россия» стал площадкой для проведения Дня платформенной экономики. 11 ноября представители власти и крупнейших отечественных маркетплейсов встретились для того, чтобы обсудить детали законодательного регулирования отрасли. Центральным событием дня стало подписание Меморандума добросовестных практик цифровых платформ, а вокруг него было организовано несколько крупных дискуссий.
На одной из главных сессий — «Экономика доверия: прозрачный цифровой оборот на платформах» — прозвучала цифра 9 трлн руб. Именно такой прирост средств обеспечили маркетплейсы в 2024 году: это более чем 40% по отношению к предыдущему году.
«За последние три-пять лет, как мы планировали и хотели, экономика стала цифровой. И здесь возникает вопрос, в какой момент государству появляться с регулированием и появляться ли вообще, — заявил вице-премьер правительства России Дмитрий Григоренко. — Я думаю, что регулирования бояться не нужно: это всего лишь правила, которые учитывают баланс интересов и покупателя, и продавца, и маркетплейса». По словам спикера, в процессе работы над законом о маркетплейсах правительство старалось учитывать три важных момента: система идентификации продавцов, контроль качества товаров и методы решения споров между сейлерами и покупателями.
Цифровые платформы представляют собой принципиально новый способ организации экономической деятельности, а не просто один из видов бизнеса — такую точку зрения озвучил заместитель руководителя администрации президента России Максим Орешкин. Он подчеркнул, что в разных секторах российской экономики процесс «платформизации» находится на различных стадиях. Например, в сфере такси он практически завершен, в торговле перешел экватор, а в социальной сфере, включая здравоохранение и образование, платформизация только начинается. Такой разрыв в развитии, по его мнению, требует дифференцированного подхода к регулированию.
Орешкин назвал саморегулирование и подписание меморандума большим шагом вперед и указал, что регулятор должен вмешиваться в деятельность платформ в том случае, когда они не справляются сами. Кроме того, регулирование требуется при работе с монополиями. «Благодаря легкой масштабируемости платформы достигают максимальной эффективности именно при монопольном положении, — пояснил он. — Монопольное положение — это, с одной стороны, большая эффективность, а с другой — масса негативных последствий: отсутствие мотивации развиваться, желание заработать здесь и сейчас — все это открывает большое пространство для регулирования. Но я уверен, что все участники этого процесса будут находиться в постоянном диалоге».
Министр экономического развития Максим Решетников также сделал акцент на необходимости регулирования платформ, «склонных к монополизму», а кроме того, подчеркнул, что маркетплейсы — это прежде всего новая товаропроводящая сеть в стране, кардинально изменившая ситуацию с логистикой.
«Платформенная экономика — новая сущность, которая становится единственной определяющей парадигмой нашей жизни, — отметил председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик. — Потребительский паттерн изменился, и экономика не просто больше никогда не будет такой, как раньше, но и будет очень интенсивно развиваться».
