ЛУКОЙЛ назвал покупателя своих зарубежных активов — РБК

data-title=”ЛУКОЙЛ назвал покупателя своих зарубежных активов” data-url=”https://www.rbc.ru/business/30/10/2025/690312fc9a79473806562a83″ > Вконтакте Одноклассники Telegram ЛУКОЙЛ назвал покупателя своих зарубежных активов Покупателем зарубежных активов ЛУКОЙЛа станет компания GunvorСюжет Война санкций О планах продажи иностранных активов ЛУКОЙЛ объявил 27 октября на фоне введения американских санкций. Компания приняла предложение Gunvor, обязуясь не вести переговоры с другими покупателями. Эксперты оценивают активы в $12 млрд ЛУКОЙЛ LKOH ₽5 508 +2,24% Купить Фото: gunvorgroup.com

Покупателем зарубежных активов ЛУКОЙЛа станет Gunvor, сообщила российская компания. Сделка подразумевает покупку LUKOIL International GmbH — 100-процентной дочерней структуры, владеющей активами ЛУКОЙЛа в других странах.

Компания отметила, что «приняла предложение, обязуясь не вести переговоры с другими потенциальными покупателями».

О планах продажи иностранных активов ЛУКОЙЛ объявил 27 октября на фоне введения американских санкций. Они начнут действовать с 21 ноября — до этого срока Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) выдало лицензию на сворачивание операций с ЛУКОЙЛом. Такие же санкции были введены против «Роснефти» и «дочек» двух компаний, в которых им принадлежит доля более 50%.

Еще чуть ранее, 15 октября, ЛУКОЙЛ и «Роснефть» попали в санкционный список Великобритании. Кроме того, в октябре трейдинговое подразделение ЛУКОЙЛа — Litasco Middle East DMCC — было включено в санкционный список Евросоюза.

Президент Владимир Путин ранее отмечал, что новые санкции США носят для России «серьезный» характер и могут повлечь «определенные последствия». Тем не менее, посчитал он, они существенно не скажутся на «экономическом самочувствии» страны. Введение ограничений он расценил как попытку давления на страну и отметил, что этот шаг способен нанести ущерб российско-американским отношениям.

Как поясняется в сообщении ЛУКОЙЛа, заключение обязывающего договора по сделке связано с выполнением отлагательных условий. В частности, это касается необходимости для Gunvor получить разрешение от Управления по контролю за иностранными активами Казначейства США (OFAC), а также, если потребуется, иных лицензий, разрешений и согласований в других странах. «В случае необходимости стороны планируют ходатайствовать о продлении существующей лицензии OFAC и получении любых дополнительных лицензий для обеспечения бесперебойной работы международных активов и их банковского обслуживания в период до завершения сделки», — отметила российская компания.

Gunvor — международная энергетическая компания, активы которой включают нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, терминалы, суда для перевозки топлива и т.д. Работает более чем в ста странах.

До 2014 года совладельцем Gunvor был российский бизнесмен Геннадий Тимченко, который за день до введения в отношении него санкций США продал свою долю в 43,5% акций Gunvor другому крупному акционеру компании — Торбьёрну Торнквисту. Он в результате получил пакет акций более чем в 85% (остальные акции, как пишет Forbes, принадлежат сотрудникам компании). Сейчас Торнквист — председатель совета директоров.

Gunvor подтверждала, что ведет переговоры с ЛУКОЙЛом по поводу возможной сделки, отмечает Reuters.

ЛУКОЙЛ решил продать зарубежные активы из-за санкций Бизнес

О каких активах идет речь

LUKOIL International GmbH, по данным СПАРК, зарегистрирована в Австрии. По информации на 2023 год, ей принадлежит более 50% в LUKOIL Lubricants Europe (производство масел в Австрии), 100% в LUKOIL Georgia (Грузия, данные на 2024-й) и Întreprinderea cuCapital Străin S.R.L.LUKOIL‐Moldova (данные на 2025-й); более 50% — в LUKOIL Holding B.V. и LUKOIL Holding B.V. (Нидерланды, данные 2019 и 2023 годов соответственно). Эти компании, в свою очередь, по данным на 2021–2022 годы, владели долями в прочих структурах, в том числе в других странах.

В целом, согласно публичным данным, ЛУКОЙЛу принадлежат НПЗ в Румынии и Болгарии, 45% в перерабатывающем проекте в Нидерландах (НПЗ Zeeland), а также более 2,4 тыс. (на конец 2024-го) АЗС за пределами России. Компанией реализуются проекты в Азербайджане (газоконденсатное месторождение Шах-Дениз), Казахстане (ЛУКОЙЛ, в частности, участвует в Каспийском трубопроводном консорциуме), Ираке (месторождение Западная Курна-2), ОАЭ (концессия Ghasha), а также ряде других стран — Мексике, Узбекистане, Конго и прочих.

При этом в части зарубежных проектов ЛУКОЙЛа речь идет о долях существенно меньше 50%, поэтому эксперты ранее предполагали, что продавать их в большинстве случаев не придется. Но блокирующие санкции США парализуют участие ЛУКОЙЛа в управлении этими компаниями и проведение с ними любых операций, включая получение финансовых доходов от их деятельности. По этой причине OFAC сразу же сделало исключение для участия ЛУКОЙЛа в Тенгизе (входящие в проект Тенгиз месторождения Тенгизское и Королевское в Атырауской области Казахстана) и КТК, чтобы не блокировать добычу и экспорт казахстанской нефти.

Также ЛУКОЙЛ владеет трейдером Litasco. В 2022 году компания разделила это подразделение на две части. Штаб-квартира Litasco S.A. осталась в Женеве, а в Дубае была зарегистрирована Litasco Middle East.

«Согласно публичной информации, Lukoil International является оболочкой, в которую и упакованы все зарубежные активы ЛУКОЙЛа. Среди них — крупный международный трейдинг, поэтому неудивительно, что Gunvor увидела для себя синергию с ним», — говорит руководитель центра по российским акциям «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин. При этом аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман допускает, что ЛУКОЙЛ все же может оставить себе доли в проектах, расположенных в странах бывшего СССР (Казахстан, Азербайджан), так как правительство таких стран может быть наиболее терпимо настроено к подсанкционным компаниям. «Но это только догадки — официальных комментариев нефтяник не дает», — добавил он.

Насколько выгодна сделка

В «БКС Мир инвестиций» оценивают зарубежные активы ЛУКОЙЛа в 900 млрд руб. «Но далеко не факт, что оценка покупателем будет ниже. Часто применяется метод оценки по мультипликаторам, и активы могут получить мультипликатор выше, чем при нахождении в составе ЛУКОЙЛа», — замечает Бахтин. В свою очередь, в ФГ «Финам» полагают, что стоимость всех зарубежных активов ЛУКОЙЛа может составлять примерно $12 млрд. «В то же время сложно сказать, что именно войдет в контур сделки. Также отметим, что быстро продать широкий набор активов без дисконта, на наш взгляд, невозможно даже с учетом наличия предварительной договоренности. Считаем, что дисконт может составлять порядка 20–30%», — добавляет Кауфман.

При этом, замечает он, тот факт, что у ЛУКОЙЛа была предварительная договоренность по продаже зарубежных активов, позитивен для инвесткейса. Эксперт считает, что с нуля быстро найти покупателей на столь широкий круг активов было бы сложно. «Выбор всех зарубежных активов связан, пожалуй, с быстротой реализации этой опции через Lukoil International», — говорит, в свою очередь, Бахтин. В то же время он допускает, что соглашение с Gunvor может содержать опцию обратного выкупа на случай прекращения санкций.

Что будет с ЛУКОЙЛом после продажи

По оценкам ФГ «Финам», зарубежные активы приносят ЛУКОЙЛу порядка 15% EBITDA, а некоторые из них могли быть точками роста бизнеса. Однако эффект на акции будет зависеть от дальнейших действий компании. «Базово мы настроены позитивно. ЛУКОЙЛ — частная компания, заинтересованная в поддержке капитализации. При этом у нефтяника сохраняется чистая денежная позиция. На этом фоне мы допускаем позитивный сценарий, в котором вырученные от продажи средства пойдут на buyback с целью компенсировать ущерб для финансовых показателей в пересчете на одну акцию. Также отметим, что продажа зарубежных активов увеличит чистую денежную позицию ЛУКОЙЛа, что повышает вероятность следованию дивидендной политике», — рассуждает Кауфман. Бахтин согласен: в случае завершения сделки у ЛУКОЙЛа на счетах появится «очень солидная сумма средств». «Ее можно направить и на дивиденды, и на обратный выкуп акций с рынка», — говорит эксперт.

По прогнозам ФГ «Финам», теперь ЛУКОЙЛ сконцентрируется на своих внутрироссийских проектах, а в позитивном сценарии останется участником проектов в странах бывшего СССР. «Для внутрироссийского бизнеса неопределенности добавляет в первую очередь возможная потеря международного нефтетрейдера. Это может усложнить ЛУКОЙЛу экспортную логистику», — предупреждает Кауфман.

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в MAX

На связи с проверенными новостями

Читайте РБК в MAX! Самые важные новости, только проверенная информация.

WP назвала особенности «Посейдона»

Владельца бота для пробива Userbox задержали в Москве

Журналист узнал, о чем Трамп говорил с Обамой на похорона

Euractiv узнал, в какой срок НАТО окажется на Украине в случае конфликта

Ученые узнали о способности прививки от COVID продлевать жизнь при раке

WP оценила размер американской военной группировки у берегов Венесуэлы

Авторы Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *