Фото: пресс-служба
— Как вы оцениваете активность российских компаний по выходу на биржу?
— В 2024 году 14 российских компаний разместили свои акции на бирже. Ожидалось, что в 2025 году этот показатель может быть превзойден, аналитики «Сбера» и ВТБ предполагали IPO от 10 до 20 компаний, но высокая ключевая ставка и экономическая ситуация заставила многих изменить свои планы. В итоге на начало ноября мы увидели два размещения: в начале года IPO провела краудлендинг-платформа JetLend, а осенью девелопер GloraX. Кроме того, «Дом.РФ» официально объявил о проведении IPO на Мосбирже в ноябре.
В следующем году по мере снижения ключевой ставки аналитики обещают возобновления бума IPO. Руководство Мосбиржи летом заявляло, что на текущий момент 20 компаний готовы к размещению своих акций.
— Как вы оцениваете российский рынок страхования ценных бумаг POSI (англ. Public Offering of Securities Insurance)? Каковы его основные показатели в динамике за последние годы?
— POSI — это комплексное решение для компаний, которые выходят на эмиссию ценных бумаг. Соответственно, динамика этого вида страхования напрямую зависит от активности на рынке размещений.
Из 14 компаний, вышедших на IPO в прошлом году, риски POSI застраховала только треть эмитентов. В этом году число размещений пока не позволяет говорить о какой-либо динамике.
При этом в бизнес-среде программа POSI часто ошибочно воспринимается исключительно как инструмент защиты от рисков при публичном размещении акций — IPO или SPO. В результате эмитенты, занимающиеся выпуском облигаций, часто не рассматривают возможность использования POSI, поскольку не осведомлены о его существовании. Хотя для них этот инструмент также применим и эффективен.
— Как работает данный вид страхования?
— Выход на IPO или организация облигационного займа — это сложные комплексные мероприятия, которые включают в себя организацию road-show, презентации для инвесторов, выпуск финансовой отчетности, проспекта эмиссии, годовых отчетов эмитента, подписание договоров с банками-организаторами, сбор заявок, регистрацию проспекта в Банке России, встречи с инвесторами и множество других шагов.
Это создает большое пространство для потенциальных ошибок, неверных действий, введения в заблуждение инвесторов или формирования у них завышенных ожиданий. Все перечисленные действия — основания для исков, которые могут быть предъявлены со стороны инвесторов и держателей ценных бумаг, регулятора, действующих акционеров компании-эмитента или любых иных третьих лиц, чьи имущественные интересы могут пострадать. Например, регулятор может предъявить иск в связи с предполагаемым нарушением процедур, инвесторы — с целью компенсировать причиненный ущерб в размере падения стоимости ценных бумаг или по суммам купонных выплат. В случае возникновения претензий компании-эмитенту приходится оплачивать работу адвокатов, консультантов, проведение экспертиз и оценки.
Страхование POSI будет покрывать все подобные расходы. Если же будет установлена ответственность ответчика за причиненный ущерб, то программа выступит обеспечением такой выплаты в той части, в которой отсутствует умысел ответчиков.
— О каких суммах может идти речь?
— Лимит ответственности по договорам POSI, как правило, не превышает 30% от планируемого объема размещения. На практике это суммы 1–7 млрд руб. Подобные объемы обеспечиваются сложными со- или перестраховочными конструкциями, которые напоминают синдицированное кредитование с последующими деривативами. Наша компания, например, в состоянии собрать лимит ответственности от 3 млрд до 10 млрд руб. за несколько рабочих дней.
Страховое покрытие может быть организовано как в форме однолетнего договора с ежегодной пролонгацией или в форме шестилетнего полиса. Длительный срок действия страхования нужен для охвата потенциальных будущих требований, относящихся к неверным действиям на момент проведения размещения. При любом варианте организации программы возможно последовательное включение в покрытие новых выпусков ценных бумаг.
— Насколько такой вид страхования распространен в мировой практике?
— Обязательного требования по страхованию ответственности эмитента за рубежом практически нигде нет, разве что при размещении ADR-3 (депозитарная расписка третьего уровня используется для возможности привлечения нового капитала. — «РБК Отрасли») на американских площадках. Тем не менее наличие подобного страхования является обязательной рекомендацией крупнейших фондовых бирж. Как правило, на западных рынках эмитент приобретает одновременно две программы страхования — POSI и D&O (Directors & Officers Liability). Последнее — это страхование ответственности директоров и руководителей.
По нашим оценкам, доля публичных компаний, которые в том или ином виде приобретают страхование подобных рисков, составляет от 80 до 90%. Слишком высока цена ошибки. И участники рынка это очень хорошо понимают.
Вообще тенденция к страхованию рисков IPO сильно сопряжена с юрисдикцией площадки. Так, подавляющее большинство российских эмитентов, разместившихся на Нью-Йоркской бирже, страховали свои риски. Мы занимались организацией страхования ответственности многих из них — вопросов в целесообразности такого подхода ни у кого не возникало.
— Вы упомянули про страхование ответственности руководителей компании. Как часто этот вид страховки комбинируется с POSI?
— За последние 10 лет в России сформировалась практика интегрированного страхования D&O и POSI. Если раньше эмитенты следовали западным подходам и покупали независимые полисы D&O и POSI, то сейчас подавляющее большинство страхователей рассматривают исключительно комбинированное покрытие. Это связано с тем, что компании заинтересованы в экспертах с опытом на позициях независимых директоров, которые, в свою очередь, хотят минимизировать свои риски.
Кроме того, растет культура формирования корпоративного управления, возникает понимание, что D&O — это необходимый соцпакет для высшего руководства, которое вовлечено в ежедневные решения на миллиарды рублей. Поэтому, приобретая комплексное страхование, компания обеспечивает себя защитой не только в части IPO, но и страхует свои риски и риски директоров, связанные с ежедневной операционной деятельностью.
Помимо D&O и POSI, а также D&O + POSI, существует также вариант D&O, включая IPO. Это крайне ограниченная опция покрытия рисков IPO, которая также встречается, но редко — обычно в силу экономии или нехватки времени на согласование специфических условий. Каждый договор страхования уникален и адаптируется под потребности конкретного эмитента. Разумеется, на это требуется время, особенно если речь идет о больших лимитах, которые требуют участия нескольких (пере) страховщиков. Мы решаем эту проблему через предсогласованные формы договоров, которые у нас утверждены с крупнейшими игроками рынка, — это позволяет оперативно подготовить проекты персонифицированных соглашений под конкретный проект.
— Были ли в вашей практике примеры выплат по данному виду страхования?
— Примеров выплат по программам страхования D&O как продукту, родственному POSI, в нашей практике накопилось немало. Директора могут стать жертвами акционерных конфликтов, требований новых собственников после сделок M&A, недовольства акционеров финансовыми результатами или попыток сотрудников с зарубежным гражданством манипулировать геополитической повесткой ради компенсаций. При этом потенциал в части исполнения требований у рынка очень большой — если к программам D&O и POSI начнут подключаться держатели облигаций. Как известно, данный механизм привлечения капитала более распространен, и допуск к рынкам долгового капитала проще, качество эмитентов более разнообразное. Соответственно, риск дефолта как по купонам, так и по «телу» ценной бумаги — выше. При этом количество дефолтов динамично растет — за один лишь за октябрь в России произошло 35 дефолтов у 11 эмитентов. А дефолт застройщика «Брусника» (рейтинг А-.ru (НКР) и вовсе говорит о том, что высокое качество эмитента не дает 100% гарантии его платежеспособности. Реализация подобного события — прямой триггер обращения в суд для держателя ценной бумаги, а значит, повод задействовать страховое покрытие.
— Насколько популярно страхование D&O у российского бизнеса?
— Несмотря на растущую динамику, страхование D&O имеет крайне низкое проникновение в российский бизнес, при этом его ценность очевидна как для директоров, так и для компании, особенно в части рисков по ценным бумагам.
Выход на IPO — не единственный драйвер этого рынка, все больше и больше представителей корпоративного сектора интересуются подобным страхованием, понимая в первую очередь свои собственные риски как руководителей. Недавние решения Минфина об установлении программы мотивации для топ-менеджмента с целью увеличения роста капитализации компаний с госучастием также мотивирует менеджмент к проактивной позиции по вопросам страхования: сложно действовать быстро и не оступиться в 100 случаях из 100, а лучший способ обеспечить защиту от возможных ошибок — это страхование. Причем оно работает как в интересах руководителей, так и в интересах собственников.
Что касается небольших компаний, то если мы обратимся к статистике, увидим, что за 2024 год было привлечено к субсидиарной ответственности более 5 тыс. лиц, при этом суд удовлетворяет каждое второе требование кредитора, а средняя сумма взыскания составляет около 80 млн руб. Вряд ли руководители малого бизнеса в большом количестве располагают подобными средствами или будут готовы их лишиться. При ограниченном бюджете полис D&O все равно имеет смысл — расход на страхование в данном случае можно регулировать приобретаемым лимитом ответственности — зачастую компании как раз и начинают практику страхования D&O именно с небольших лимитов.
— Что страхование POSI и D&O дает частным инвесторам, которые решают принять участие в IPO?
— За рубежом страхование POSI является предметом гордости любого эмитента — ведь оно демонстрирует не только зрелость уровня корпоративного управления, но и высокий уровень заботы об интересах своих инвесторов.
Говоря о данном страховании в презентациях для инвесторов и профильных брошюрах, компания-эмитент представляет косвенное обеспечение, которое гарантированно реализует возмещение убытков держателей ценных бумаг в случае установленной законом ответственности эмитента.
Согласно отчету НАУФОР, доля частных инвесторов в IPO российских компаний в 2024 году составила 44%. Повышать инвестиционную привлекательность эмитента в глазах частных инвесторов можно и нужно через программу POSI.
Другим решением можно назвать использованную компанией «Глоракс» при недавнем размещении оферту с выкупом акций через год, если их стоимость будет ниже цены размещения. Мы обсуждали и готовы прорабатывать подобные механизмы с участием в том числе и страхового рынка.
В стране стоят задачи по удвоению капитализации фондового рынка. Чтобы привлечь инвестора, нужна не только доходность — нужна демонстрация стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Зрелость системы корпоративного управления эмитента выражается прежде всего в ответственном отношении к защите интересов его инвесторов. Страхование POSI — это именно такой маркер. В этом году мы обсуждали с рейтинговыми агентствами возможность включения страхования D&O/POSI в список модификаторов ESG рейтинга. Будем рады продолжить этот диалог.

Great job simplifying something so complex.
I learned something new today. Appreciate your work!
Thank you for covering this so thoroughly. It helped me a lot.
Thank you for putting this in a way that anyone can understand.
Thanks for taking the time to break this down step-by-step.
This made me rethink some of my assumptions. Really valuable post.
You’ve done a great job with this. I ended up learning something new without even realizing it—very smooth writing!
I learned something new today. Appreciate your work!
You’ve built a lot of trust through your consistency.
Your passion for the topic really shines through.
I’ve read similar posts, but yours stood out for its clarity.
Simply wish to say your article is as amazing The clearness in your post is just nice and i could assume youre an expert on this subject Well with your permission let me to grab your feed to keep updated with forthcoming post Thanks a million and please carry on the gratifying work
I love the clarity in your writing.
I like how you kept it informative without being too technical.
Thanks for sharing your knowledge. This added a lot of value to my day.
I wasn’t sure what to expect at first, but this turned out to be surprisingly useful. Thanks for taking the time to put this together.
I hadn’t considered this angle before. It’s refreshing!