Кризис на Украине приведет к коллапсу производства автомобилей во всем мире

Последние несколько лет не щадят абсолютно никого. Поначалу пандемия потрясла экономику всего мира, а в настоящее время различные рынки страдают от трагедии, возникшей в результате агрессии России в Украине. Эта ситуация повлияет и на автомобильный рынок, поскольку Украина является достаточно важной страной для отраслей, использующих полупроводники.

Ситуация на автомобильном рынке в последние годы

Вся автомобильная промышленность пережила очень тяжелые два года. 2019 год стал рекордным для большей части рынка по продажам автомобилей. Хотя ожидалось, что через год продажи будут ниже, так как вступили в силу новые нормы по нормам выбросов выхлопных газов, кризис, возникший в 2020 году, был непредсказуем. Пандемия коронавируса, быстро распространившаяся по миру, привела к значительным потерям для производителей.

Из-за глобальных локдаунов, ограничений на передвижение между странами, а также экономических последствий ситуация, в которой оказался автомобильный рынок, оказалась весьма неинтересной. Всему виной дефицит полупроводников и развал цепочки поставок. Спрос на полупроводники в 2020 году значительно вырос, поскольку это полупроводники, которые необходимы практически в каждом электронном устройстве. В основном это было связано с тем, что продажи электроники резко выросли. Многие люди, во время локдауна решили купить новый телефон, планшет, игровую приставку, компьютер или любое другое устройство.

Большее количество полупроводников, поставляемых в электронную промышленность, связано с тем, что производители легковых автомобилей нуждались в них не так много. Во многих местах производство было приостановлено или замедлено для реализации принципов социального дистанцирования и сведения к минимуму риск вспышек заболеваний.

Конец 2020 года принес небольшое улучшение ситуации, и продажи снова оказались на достаточно высоком уровне. Следующим ударом, однако, стал собственно кризис, связанный с доступностью полупроводников. Спрос на чипы стал колоссальным, так как спрос, созданный индустрией потребительской электроники или домашней электроники/бытовой техники, не уменьшился.

Что такое полупроводники?

Полупроводники — это, по определению, вещества с переменной проводимостью. Среди материалов их можно размещать между изоляторами и проводниками. Как правило, они менее электропроводны, чем проводники, но чрезвычайно универсальны, так как их свойства можно легко изменить примесями. Среди наиболее известных полупроводников, например кремний, от которого и произошло название кремниевой долины. То есть района недалеко от Сан-Франциско, где сосредоточены почти все известные американские компании из сектора высоких технологий.

Благодаря полупроводникам создаются такие вещи, как интегральные схемы, термисторы, транзисторы, фотодиоды, миникомпьютеры, пластины, модули или элементы памяти. Это детали, необходимые для работы всех электронных устройств. Хотя полупроводники чрезвычайно распространены, их производство намного сложнее. Крупнейшие компании, которые их производят, это, например, Intel, Samsung или NVIDIA. Это самые известные компании из-за того, что они известны созданием компонентов для персональных компьютеров или мобильных телефонов.

Самая большая проблема с увеличением производства полупроводниковых компаний заключается в том, насколько велики инвестиции. Например, компания Taiwan Semiconductor Manufacturing, занимающаяся созданием микросхем для Broadcom и Apple, планировала выделить аж 12 миллиардов долларов на открытие одного нового завода в Аризоне. Само строительство такой фабрики и ее запуск тоже достаточно трудоемкий процесс.

Какое отношение Украина имеет к полупроводникам?

Лазеры играют важную роль в создании полупроводников и их производных, которые используются в электронных устройствах или легковых автомобилях. Для их создания требуются благородные газы, такие как, например, неон. Интересно, что этот газ поступает в основном из Украины. Согласно сообщениям Reuters, которым стало известно об оценках Techcet, на долю Украины приходится до 90% поставок неона на рынок полупроводников США.

Другие проблемы, в свою очередь, исходят от российской стороны. РФ в настоящее время подвергается очередным санкциям, направленным на существенное воспрепятствование международной торговле, отсечение России от ее активов, расположенных в странах Евросоюза или Швейцарии. А также на воздействие на экономику и другие государственные секторы, чтобы они не смогли нормально функционировать. Это может оказаться проблемой, поскольку, по оценкам, на Россию приходится чуть более 30% палладия, используемого в производстве чипов.

Таким образом, российская агрессия против Украины работает двояко. С одной стороны, это отрезает большую часть производителей от поставок неона, а с другой, из-за санкций у России будет сложная ситуация со сбытом и поставками палладия.

Какова текущая ситуация на рынке полупроводников?

До нападения России на Украину ситуация с доступностью полупроводников была не очень хорошей. От этого страдают практически все, за исключением нескольких марок, таких как Toyota. Задержки с поставками действительно значительны. По оценкам, только в 2021 году во всем мире не было произведено до 10 миллионов легковых автомобилей, запланированных на этот период производства.

Сколько времени требуется, чтобы получить новый автомобиль из дилерского центра, обычно зависит от марки. В настоящее время источники чаще всего говорят о средней задержке в 5 месяцев. Однако это средний показатель, и все зависит от конкретного производителя. В прошлом году даже случалось, что люди ждали свои машины больше года.

Время ожидания меняется достаточно динамично, но не в лучшую сторону. Обычно, чем дольше затягивается с заказом автомобиля, тем больше будет время ожидания. При покупке на рубеже зимы и весны 2022 года можно не рассчитывать на то, что заберете машину перед праздниками. Наиболее вероятная дата — начало осени или даже рубеж осени и зимы.

Действительно ли война повлияет на кризис в автопроме?

Пока сухие цифры о том, что на Украину приходится до 90% поставок неона, а на Россию чуть более 30% поставок палладия, не выглядят обнадеживающими, производители пытаются нас успокоить. Этой цели служат, например, слова Джона Нойффера, президента и исполнительного директора Ассоциации полупроводниковой промышленности. Они гласят следующее: «Полупроводниковая промышленность имеет разнообразный набор поставщиков материалов и газа. Поэтому мы не считаем, что существуют немедленные риски перебоев с поставками в России и Украине».

Так что на данный момент кажется, что ситуация в Украине не окажет прямого влияния на предложение новых автомобилей. Ну, если только мы не говорим о России, где некоторые производители уже объявили о приостановке. Например, Volkswagen решился на такой шаг. Продажи и производство в России также были приостановлены компаниями Volvo AB и Daimler Trucks, ответственными за создание грузовиков. Кроме того, Daimler прекратил сотрудничество с КамАЗом, отвечающим за создание бронетехники. В своем заявлении немецкий производитель заявил, что поддерживает мирное глобальное сотрудничество и полностью отвергает любую форму применения военной силы.

На данный момент кажется, что ситуация за пределами российского рынка не окажет серьезного влияния на автомобильный мир. Мы должны ждать 2023 года, когда, по оценкам, текущий спрос на полупроводники должен быть удовлетворен, и, таким образом, производство, а затем и продажи вернутся к норме.

Похожие статьи

2 комментария для “Кризис на Украине приведет к коллапсу производства автомобилей во всем мире

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *